Горнолыжные крепления

Ключевые параметры для выбора креплений на ньюскул лыжи – эластичность и надёжность.
Эластичность – это максимальное расстояние, на которое может сместиться ботинок под нагрузкой без раскрывания крепления, при снятии нагрузки ботинок возвращается в исходное встёгнутое положение.
Между низко и высокоэластичными креплениями есть ощутимая разница. Выстегивание из низкоэластичных креплений происходит резко, рывком, что создает высокую вероятность заработать растяжение, чем при относительно плавном сбрасывании высокоэластичных креплений.
При резкой закрутке на кикере, нечетком приземлении, либо просто при езде по неровному склону на большой скорости, низкоэластичные крепления могут выстегнуться в неподходящий момент. И если говорить о недостатках, то пожалуй единственным серьезным недостатком высокоэластичных креплений есть то, что при медленных нагрузках они будут плотно удерживать ботинок, а это чревата травмами.

горнолыжные крепления

Как устанавливать горнолыжные крепления?
Если вы планируете лыжи и горнолыжные крепления, вы должны знать, что практически на каждой лыже есть отметка середины ботинка. Вот эта отметка и есть рекомендованной точкой установки креплений, зачастую она совпадает с самой узкой частью горной лыжи (верхняя точка бокового выреза). Такой вариант оптимален для трассового катания. А вот для прыжков, крепления рекомендуется смещать вперед, к носу лыжи. Это даст Вам следующие преимущества: удобную езду в свиче, в воздухе лыжи будут ощущаться гораздо легче по весу, а удлиненная пятка обеспечит лучшую поддержку на приземлениях. Геометрическая середина лыжи («true» центр лыжи), служит в качестве основной метки постановки креплений на парковые лыжи. Для начинающего райдера не принципиально ставить крепления именно туда, это не обходимо только в том случае, если лыжа имеет симметричную геометрию и жесткость. В большинстве случаев, для начала рекомендуется немного сместить крепления в сторону пятки, на 1-3 см. от центра (в зависимости от модели и ростовки). Это не особо скажется на качестве катания в парке, но как ни странно, эти сантиметры существенно улучшат поведение традиционных «несимметричных» лыж при катании, что немаловажно. И еще, хотелось бы заметить, что даже полностью симметричные твинтипы высокого уровня, очень достойно ведут себя в качестве «универсальных трассовых» лыж.

О рокерах.
Давайте разберемся, зачем нужен весовой прогиб горной лыже?
Это достаточно частый вопрос. Представьте, что Вы берете плоскую доску, кладете ее между стульев и садитесь посредине. Как вариант, доска прогнется и провалится между стульями, но, если доска изначально имеет «выпуклую» форму, она вероятнее всего распрямится до плоского состояния, оставаясь лежать на стульях. Вывод – при создании горных лыж, весовой прогиб был нужен для оптимизации распределения давления лыжи на склон, в частности при закантовке. В твинтипах, область применения у этой технологии значительно расширилась. На сегодняшний день, на рынке твинтипов существует отдельный сегмент - «рокернутые» лыжи, или лыжи с рокером. Основа у таких лыж – лыжи с традиционным весовым прогибом.

горнолыжные крепления

И так, что такое рокер?!
Rock (англ) – в том числе значит «качаться». Встёгиваясь в такие лыжи, Вы легко почувствуете этот эффект – по началу лыжа привычно окажет сопротивление сгибанию (за счёт центральной части с весовым прогибом, или плоской, опирающейся на землю), а потом в какой-то момент просто «качнется» вперёд, или назад, через ту самую точку начала «рокера». Эта точка используется производителем в качестве каталожной характеристики для оценки размеров рокера «по каталогу». Зачастую, в описании лыж указывается два параметра – длина рокера, и его ширина – длина показывает расстояние от точки перегиба до носка, или пятки лыжи, и высота – показывает, как правило, насколько высоко будет находиться самая широкая часть носка/пятки лыжи относительно точки перегиба при постановке лыжи на ровную поверхность (при условии, что на лыже стоит человек). Варьируя параметры рокеров на лыжах разных сегментов можно добиваться довольно интересных эффектов.
Есть два основных эффекта, которые в той, или иной степени присутствуют абсолютно во всех рокернутых лыжах – первый, само собой, обеспечивает лыжам лучшее всплытие в мягком снегу и куда более лёгкое в нём маневрирование (по сравнению с лыжами схожей геометрии, но без рокеров), а второй - уменьшение рабочей длины скользящей поверхности/кантов за счёт ранних загибов носка и пятки. Это приводит к заметному уменьшению заявленного «радиуса» лыжи и, в целом, делает её более универсальной – это вполне актуально для всех, кто катается в том числе и по относительно подготовленным склонам.

Основные типы используемых на сегодняшний день рокеров:
В носке, весовой прогиб традиционный, либо отсутствует. Такая конструкция позволяет сохранять лыжу жёсткой (чтобы можно было «лететь» по склону в любом состоянии на большой скорости), но за счёт рокера в носке такие лыжи будут всплывать в мягком снегу гораздо лучше своих собратьев традиционной конструкции с близкой геометрией и высокой жёсткостью. Плоская пятка без каких-либо дополнительных загибов обеспечивает максимальную поддержку на приземлениях с дропов. В твинтипах такая конструкция применяется редко.
Рокер посередине в носке и в пятке, это традиционный весовой прогиб. Эта конструкция широко распространена в сегменте универсальных, или бэккантри-твинтипов. Собственно, основная идея состоит в том, что лыжа будет очень хорошо всплывать в мягком снегу, а также, станет весьма дружелюбной на трассе за счёт высокой маневренности – несмотря на свои габариты.
Огромный рокер в носке и пятке, отсутствие, или крайне незначительный весовой прогиб в центральной части. Такая конструкция применяется в лыжах, на 100% предназначенных для глубокого мягкого снега. Давление от веса лыжника на склон, без весового прогиба, сосредоточено на очень узком участке лыжи (под ботинком), поэтому трассовые характеристики такой лыжи очень ограничены. Мало того, площадь контакта лыжи со склоном минимальна, а радиус лыжи не может работать эффективно – точечное давление посередине лыжи этому не способствует, на жёстких участках такие лыжи стремятся поворачивать «вокруг своей оси». В общем, для таких лыж необходимо наличие мягкого снега. Важно помнить, что деление по категориям очень условно.

Парковый рокер. Рокер в носке, в пятке и посередине – традиционный весовой прогиб.
Парковая лыжа с рокером и весовым прогибом станет ещё более приспособленной к катанию по трассам (поскольку радиус уменьшается до 13-15 метров в ростовках около 180 см), а учитывая, что сегодняшние парковые лыжи по ширине часто превосходят некоторые целинные модели 6-7 летней давности, получается очень радужная картинка идеальной лыжи для тех, кто любит «кататься в парке, по трассе и иногда в пухляке». В том, что касается «просто катания», рокеры действительно способствуют улучшению характеристик лыжи в сторону большей универсальности. А в том, что касается непосредственно катания в парке – можно выделить нежелание лыж с рокерами «ловить кант» при разного рода баттерах. По аналогии, наверняка джиббить тоже станет несколько легче – носок и пятка начинают загибаться раньше, поэтому зацепиться ими, например, на тех же свичапах станет сложнее. А вот в том, что касается отзывчивости, щелчка, олли и всего, что связано с прыжками, тут всё не однозначно. Можно предположить, что если лыжа «пред изогнута» именно в тех местах, которые первыми принимают на себя все нагрузки на вылете и приземлении, то именно в этих составляющих она что-то потеряет по сравнению с традиционными лыжами. Речь идёт в первую очередь об амортизации приземлений и «упругости» на вылете. Другое дело, что эта разница будет действительно заметна только при достаточно амплитудных прыжках – ну, хотя бы, с пролётом метров 10. Так что, если у лыжи есть и весовой прогиб, и рокер – с хорошей вероятностью это действительно довольно интересная конструкция, которую имеет смысл «примерить на себя». Ощущения же в любом случае будут сильно отличаться в зависимости от модели лыж. Самое смешное в этом сегменте лыж – то, что самым ярким эффектом от применения рокера является не то, что было широко разрекламировано - насколько лучше лыжа стала вести себя в парке – как раз в парке-то принципиально изменилось немногое. А вот в части «универсальности» парковые лыжи заметно улучшились.

Рокер в носке и пятке, отсутствие весового прогиба.
Парковым лыжам по определению характеристики всплытия в пухляке, не особо критичны, поэтому рокеры, на такого рода парковых лыжах, куда менее выражены. Другой вопрос, что отсутствие весового прогиба порождает в парковых лыжах недостатки, которые ранее были им совершенно нехарактерны. Для джиббинга эта конструкция, вероятно, оптимальна – зацепиться здесь за перилу/бокс в буквальном смысле нечем. Но вот насколько оправдана потеря характеристик лыжи на подготовленном склоне, каждый решает для себя сам.
На самом деле, при всём искусственно нагнетаемом ажиотаже, рокер – это действительно явление в горных лыжах, сопоставимое по масштабу и эффекту внедрения с пресловутой «карвинговой революцией» 90-х годов. Поэтому – тестируйте, измеряйте, пишите свои ощущения на форумах – и производители вас услышат и, сделают наконец что-то наилучшим образом подходящее непосредственно для Вас.

Нужен ли рокер конкретно мне!?
В основном, мы обсуждаем выбор первых парковых лыж, соответственно, особо никаких предпочтений в пользу того, или иного профиля лыжи быть не может, ведь для этого нужно сначала покататься на разных вариантах конструкций. Если говорить именно о парковых лыжах, то, что бы не писали в каталогах и рекламных проспектах - наличие рокера не поможет Вам выиграть X-Games на второй день катания. В силу особенностей состояния парковых склонов (плотный снег, часто раскатанный до состояния льда) лыжи с традиционным весовым прогибом имеют преимущество по рабочей (контактной) длине канта и скользящей поверхности перед рокернутыми собратьями. В целом это дает большую стабильность на разгоне и приземлении, и безусловно, амортизация у традиционных лыж получше по объективным причинам - они же не "пред изогнуты" в носке и пятке, т.е. как раз в местах, в первую очередь принимающих на себя удар при приземлении. Хотя, опять-таки, лыжи с гибридным профилем (традиционный весовой прогиб посередине, рокеры в носке и пятке) более чем имеют право на жизнь. Их можно спокойно выбирать в качестве первых парковых лыж. Многим райдерам, имевшим возможность сравнить оба варианта больше нравится как раз "гибридный" вариант.
В общем, главное в качестве первых лыж не приобрести лыжи вообще без весового прогиба - это уже крайне специфическая конструкция, имеющая очень ограниченную область применения.

Можно ли ставить крепления с лифтерами (платформами)!?
Вопрос хороший. Ответ - можно, но не нужно. Лишняя высота будет Вам мешать. В такой ситуации труднее держать баланс при джиббинге и проще «словить кант» на приземлении, да и на кикере тоже. Больше деталей – меньше надёжности.

 

Оставить комментарий

Пожалуйста учтите: все комментарии проверяются перед публикацией.

Продолжить покупки
Ваш заказ

Ваша корзина пуста